Блок 1. Прежде чем приступить к работе над докладом о проекте Избирательного кодекса, я сложил у себя на столе основные нормативные акты, которые регулируют выборы Это Конституция, 5 основных избирательных законов, десятки подзаконных актов. Если перевести на страницы - это будет свыше 800 листов. На самом деле в Украине на пальцах можно пересчитать специалистов, которые бы знали все тонкость отечественного избирательного законодательства. Особенно, учитывая частоту его изменения. Поэтому и не удивительно: • что результаты выборов все чаще определяют суды, а не избирательные комиссии; • изменения вносятся необдуманно, выходя лишь из ситуативной выгоды для отдельных политических сил; В результате - это все создает неограниченные возможности для политической коррупции. Блок 2. После неудачной попытки переформатирования политической системы в 2004 году мы получили, еще большую проблему - закрытые избирательные списки. Этим самым представительная демократия была подменена вождистско-клановым режимом. • Так депутаты из представителей воли избирателей превратились на послушных исполнителей распоряжений партийных вождей; • Списки партий превратиться на «зонтик» для людей, которые часто имели криминальное прошлое. Для них политика - прибыльный бизнес. • Основные центры принятия решений в органах власти узурпировало руководство партий. Мы имеем на сегодня удобное избирательное законодательство. Удобное оно в первую очередь для больших вождистских партий, которых сегодня большинство в центральной и местной власти. Их лидеры сегодня могут поставить в список кого захотят: своих родственников, водителей или просто тех, кто больше заплатит. • Это мне классический пример из истории. Когда-то один из римских императоров (Калигула, кажется) назначил сенатором своего любимого коня. • У нас пока что к этому не дошло, но за такого избирательного законодательства, уже все возможное. Поэтому одно из главных задач, которое мы ставили перед собой, разрабатывая Кодекс: как сломать механизмы, которые программируют политический кризис. Блок 3. Для того, чтобы изменить ситуацию, не нужно искать уникальных рецептов. Ни одной из европейских стран такая избирательная модель, как в Украине, не используется. Вообще пропорциональная система с закрытыми списками может быть эффективной лишь в трех видах стран: • в странах, национальный состав населения которых на 90% однородный; • в странах, которые находятся в состоянии войны; • в маленьких за размерами странах. Принятие Избирательного кодекса - это не только спешная внутриполитическая потребность, а и приближение отечественного избирательного законодательства к общепринятым европейским нормам. Без принятия Избирательного кодекса невозможное оздоровление политической системы и обновление страны. Что изменит Избирательный кодекс? Во первых. Возвратит ответственность партий и депутаты перед избирателями, а не перед партийными вождями; Во вторых. Качественно улучшит состав представительных органов власти. Я убежден, если этот Кодекс будет принят - мы увидим другие лица и другое поведение народных избранников. В третьих. Уменьшит уровень политической коррупции. То, что мы предлагаем - это прозрачное финансирование выборов, это простые и понятные механизмы избирательного процесса. Блок 4. Для этого мы предлагаем: 1. Открытые избирательные списки. Это означает, что избиратели смогут голосовать не только за политическую силу, но и за конкретного кандидата. 2. Запрет именных блоков на выборах. Это означает, что за несколько лет мы забудем о таком явлении, как «партия одного человека», где кроме лидера никто не знает ни одного фамилии. 3. Снятие ограничений на максимальный размер избирательных фондов кандидатов, партий, их местных организаций (блоков). Это - вывод из тени средств, которые партии приплачивают за политическую рекламу и агитацию. Ни для кого не секрет, что выборы обходятся у десятки раз дороже, чем это декларируют политические силы. На избирательной кампании должны зарабатывать не только парники, но и бюджет. 4. Избрание городских глав в два тура. Мы сможем избегнуть ситуации, когда победителем выборов становится практически случайно человек, который неожиданно получил на 3 голоса больше, чем все другие. 5. Повышение проходного барьера для избирательных блоков. Из парламента исчезнут партии, которые представлены лишь одним человеком и существуют лишь на бумаге. Это усилит процесс укрупнения политических сил и уменьшит аппетиты маленьких вождей. Немного больше месяца назад Единый центр предложил свой план обновления страны. Сегодня о потребности кардинальной перезагрузки власти говорят все. Но мало что для этого делают. Избирательный кодекс - это первый шаг, который разрешит реализовать План обновления страны, предложенный Единым Центром
|